Георгий Манохин из Северного Тушина несколько лет работал машинистом электропоезда на ТаганскоКраснопресненской линии. А полтора года назад на своей даче в подмосковной Апрелевке открыл первый в России частный музей метро. Здесь собраны экспонаты, связанные с метрополитенами разных городов и стран. Теперь Манохин хочет проложить к музею от станции Апрелевка… ветку лёгкого метро.
Экспозиция в гараже
Идея создания музея метро зародилась у Манохина, когда он работал машинистом.
— Московское метро очень часто обновляет указатели, таблички, схемы. А старые, сохранившие дух эпохи, отправляют на продажу. Как только начались первые аукционы списанных метрополитеном вещей, я стал в них участвовать, — рассказал он «СЗ».
Вскоре количество экспонатов в коллекции Георгия перевалило за несколько десятков. Двухэтажный гараж на даче для будущей экспозиции подошёл как нельзя лучше.
— Там даже освещение уже было подходящее. Ещё школьником я начал покупать списанные круглые светильники из старых поездов метро. Накопил таких 30 штук. А когда проводил в гараж свет, повесил их вместо люстр, — рассказывает он.
Побудьте машинистом
Один из самых интересных экспонатов в коллекции Георгия — кабина машиниста электропоезда ЕЖ-3 в натуральную величину. Её он сделал из фанеры, но внутри полностью снабдил настоящей аппаратурой и атрибутами из списанного состава. Есть даже компьютер, контролирующий движение поезда.
— Получился действующий тренажёр машиниста электропоезда, — говорит Георгий. — И теперь каждый желающий посетитель музея может сесть в настоящее кресло машиниста, «закрыть» двери вагонов и «поехать». Картинка на мониторе будет в точности такой же, какую видит машинист, когда ведёт состав.
Списанные метрополитеном вещи Манохин покупает не только на аукционах, но и у других коллекционеров. А что-то ему дарят такие же фанаты метро, как он сам. Недавно коллекция пополнилась альбомами с проездными билетами на московское метро начиная с 1998 года, формой работников московского, санкт-петербургского и даже киевского метрополитенов. А металлическая буква М, которая висела на входе в вестибюль на станции «Динамо», была вообще спасена.
— Знакомый увидел, как её демонтируют рабочие. Спрашивает: «Куда её теперь?» А они: «В металлолом или на помойку». Он договорился с рабочими, забрал её у них, а я потом купил у него. Ведь эта М ещё довоенная, она была сделана в 1938 году и провисела на станции больше 70 лет! — делится Георгий.
Построить лёгкое метро
Георгий Манохин намерен расширять свой музей. Он хочет пополнить экспозицию настоящими списанными вагонами метро разных лет и отреставрировать их. Тогда их можно будет использовать и в более глобальном его проекте. Мечта Манохина — построить от железнодорожной станции Апрелевка до музея настоящую ветку метро и возить по ней экскурсантов в ретровагонах.
— На станции уже есть подходящая платформа, где пассажиры могли бы делать пересадку на электропоезд с этими вагонами. Ветку протяжённостью 7 километров, которая пошла бы через лес и дачные посёлки, можно сделать по принципу лёгкого метро — открытого типа. И лишь в тех местах, где это невозможно, пропускать через тоннели неглубокого заложения, — делится Георгий.
Музей метро: Апрелевка, д. Санники, КИЗ «Полис», 18. Цена билета — 250 рублей, льготного — 200 рублей, дети до 7 лет — бесплатно. Страница музея в соцсети «ВКонтакте»: vk.com/counthmetro