Визитной карточкой актёра Бориса Токарева, пожалуй, на много лет стала роль Сани Григорьева в фильме «Два капитана» режиссёра Евгения Карелова. Но «за плечами» у мастера немало известных картин: «Горячий снег», «Ангел мой», «Нас венчали не в церкви», «А зори здесь тихие…»
О своём жизненном пути заслуженный деятель искусств РФ, первый вице-президент Гильдии актёров кино России рассказал «СЗ».
В «Двух капитанах» есть мечта
– Многие зрители хорошо помнят вас по роли Сани Григорьева. Пожалуй, в СССР не было человека, который бы не смотрел «Два капитана».
– До сих пор ко мне подходят люди, которые именно так начинают разговор. Эта роль на долгие годы стала моей визитной карточкой. В «Двух капитанах» я снимался с Юрием Богатырёвым, моим хорошим товарищем, другом. В роли Ромашки он был просто прекрасен. Актёр от Бога, Юра смог создать потрясающий образ благодаря своей абсолютной вере в то, что Ромашка стал таким негодяем из-за любви. Ведь это чувство и окрыляет, и может превратить в негодяя. Мне с ним было невероятно интересно играть, и я счастлив, что судьба дала мне время пообщаться с таким человеком.
Юра ушёл очень рано, в 42 года. В последние годы жизни он серьёзно занимался живописью, но первая его выставка состоялась уже после его смерти. На протяжении этих прошедших лет мы с друзьями бережём память о нём: проводим вечера памяти, открываем вернисажи.
– А как вы с ним познакомились?
– Встретились мы в кадре, уже снимая сцену. Юру, я, конечно, знал и до этого, но шапочно, как актёра. А вот лично познакомился в «Двух капитанах». Мне как-то сразу с ним было просто общаться, без притирок. Юра оказался милейшим, очень чутким человеком, легко подстраивался под партнёра на площадке.
– В чём, на ваш взгляд, секрет такой долгой популярности «Двух капитанов»?
– Потому что в картине, в самом романе есть мечта! Мы все сегодня стали большими реалистами, забываем, что реализация мечты – это потрясающая вещь! И Санька Григорьев её реализовал.
Школьником сыграл с народными артистами
– Что для вас на первом месте – кино или театр?
– Однозначно кино. Для меня оно всё! Да и первым появилось в моей жизни. Что же касается театра, у меня к нему особое отношение. В двенадцать лет я дебютировал в роли Виктора в фильме Георгия Победоносцева «Спасённое поколение» о детях Блокадного Ленинграда. А когда мне было 13, меня пригласили в Театр имени Пушкина для участия в спектакле «Столпы общества». Так вышло, что ассистентка, которая работала со мной в картине, перешла работать в театр и рекомендовала меня режиссёру. Им как раз был нужен мальчишка моего возраста, и меня взяли. Днём я продолжал учиться в школе, а вечером играл в спектакле. Было весьма удобно: жил я тогда на Большой Бронной, прямо напротив служебного входа в Пушкинский, так что времени на дорогу не терял.
Но так рано окунувшись в мир большой сцены, я увидел и её изнанку. Так что у меня на всю жизнь осталось к театру очень настороженное отношение. Перед моими глазами разворачивалось много актёрских трагедий: не утверждение на роли, постоянные интриги.
В кино такого нет. Как только вас утвердили на роль – всё. Да и такой строгой субординации, как в театре, на съёмочной площадке не было. Я снимался с такими легендами, как Пётр Глебов, Владимир Дружников, Николай Крючков… Я, мальчик, был наравне с народными артистами Советского Союза! Это была свободная, довольно весёлая и счастливая часть моей жизни. До окончания школы я успел сняться ещё в нескольких кинофильмах.
Родители хотели для меня другой профессии
– Как вы вообще в кино оказались?
– Это простая история. Раньше же как? Детей для кино искали в школах. У нас на Большой Бронной была знаменитая 124-я школа с литературным театром. Во многом благодаря нашему классному руководителю Ольге Ланской с 5 класса мы, ученики, развивали свой талант – как актёрский, так и литературный. По очереди что-то играли. Так вот, на одной из школьных проб режиссёры во мне и увидели мальчика-сироту, сбегающего на фронт… Кстати, вы не поверите, но мы до сих пор встречаемся с одноклассниками у нашей учительницы дома. Такого сейчас вообще нет, чтобы через столько лет друг друга помнить. Мы все стали одной семьёй – дружим теперь с детьми Ольги Александровны, её внуками. Это для нас эталон настоящего Учителя.
– Родители были не против вашей карьеры в кино?
– Я родился в семье военного офицера, и отец долго относился к моему актёрскому увлечению как к занятию крайне несерьёзному. Родители хотели, чтобы я выбрал другую профессию. Но после того, как я стал получать различные награды, завоевал зрительские симпатии, их отношение изменилось. Они поняли, что актёр – совсем не лёгкая работа, а настоящий труд. В итоге я поступил во ВГИК, а в 1977 году окончил там ещё и режиссёрский факультет, мастерскую Сергея Герасимова.
– А как вы относитесь к сегодняшнему кино и телевидению?
– Боюсь, плохо. Мне вообще кажется, что в современных передачах, фильмах теряется русский язык. И мы, сами того не замечая, теряем себя, обедняем. Наш лексикон, наша речь превращается в смс-ки. А слово – оно выражает суть. Советское кино снималось не для того, чтоб зарабатывать на нём деньги, – в этом его основное отличие. «Два капитана», «Горячий снег», «А зори здесь тихие…» – все эти фильмы, в которых я сыграл, они остались там, в том времени. Обидно, ведь современное поколение российских актёров достойно лучших ролей и более глубоких сценариев.
«С женой мы делаем общее дело»
– Сегодня вы вместе с супругой Людмилой Гладунко возглавляете экспериментальное молодёжное творческое объединение «Дебют». Какие у вас творческие планы, над чем работаете?
– Сейчас делаем большую программу «Соль земли» из 10 исторически документальных фильмов. Первые три уже прошли на телеканале «Культура». Для меня лично это очень важный проект. Это истории о русских миллионерах, которые не только строили заводы и фабрики, но и заботились об образовании, о нравственном воспитании людей, – они создавали историю России. А потом были незаслуженно забыты, вычеркнуты из исторической памяти. Мы фактически раскапываем совершенно феноменальные имена.
Так, я везде рассказываю о купце Губонине, и у меня постоянно переспрашивают: «А кто это такой?» Никто не знает, сколько железных дорог по России он проложил. Говорю о супруге основателя самой знаменитой кондитерской фабрики Алексея Абрикосова – Агрипине Абрикосовой и крупнейшем промышленнике Иване Баташеве, создавшем всю металлургию России. Кто о них знает? Опять же для нас важно сохранение родовой памяти, без нее нет прошлого.
Очень хочется, чтобы все творческие замыслы реализовались. Я очень счастливый человек, потому что занимаюсь работой, которая для меня больше, чем работа. Я без нее не могу, не умею жить. И мне повезло, что по этой дороге я иду со своим любимым и родным человеком – моей женой. Самое главное, что мы делаем с ней общее дело и смотрим в одну сторону.