Беспилотный трамвай, который испытывают в Строгине, уже перевозит пассажиров. Пока в тестовом режиме. Вагон с пассажирами курсирует по 10-му маршруту между улицей Кулакова и станцией метро «Щукинская». На беспилотном трамвае прокатился корреспондент «СЗ».
Водитель – только для подстраховки
Беспилотный трамвай останавливается на кольце на улице Твардовского. Внешне от вагонов, которыми управляют водители, он отличается. Кузов синего цвета. Возле кабины знак с буквой А. Он предупреждает: вагон управляется с помощью автопилота.
Такой знак в российское законодательство внесли относительно недавно, когда начали испытывать транспорт, способный передвигаться без водителя. Помимо беспилотного трамвая, его можно увидеть на такси, которые тоже управляются искусственным интеллектом и тестируются на улицах Москвы.
В кабину заходит водитель Алексей Виноградов. С кольца вагон выезжает на Таллинскую улицу. Рычаг для набора оборотов и торможения Алексей не трогает. Вагон полностью управляется автопилотом. Алексей, как инструктор в учебном автомобиле, лишь следит за правильностью действий системы.
— Пока необходимости вмешиваться в управление не возникало, — говорит Алексей.
Интересуются беспилотными системами
На остановке на Таллинской улице в вагон заходят пассажиры, которые принимают участие в первых поездках. Ульяна Панарина работает в Пенсионном фонде. В испытаниях участвует, потому что беспилотные системы ей интересны.
— Нам в Университете нефти и газа рассказывали о беспилотных системах, которые используются для гео разведки, — рассказывает Ульяна.
Ирина Белая на испытания пришла, чтобы увидеть, какие новшества сейчас применяются в этом виде транспорта.
— Удивительно наблюдать: трамвай едет сам, а водитель в управлении не участвует, — говорит Ирина.
Юрий Борисов учится в колледже московского транспорта. Хочет быть помощником машиниста «Ласточки». На таких составах тоже планируют испытывать систему автопилота.
— Узнал, что в трамвае она уже внедряется. Хочу посмотреть, как работает, — объясняет Юрий.
Скорость не превысит
Вагон сворачивает с Таллинской улицы на Строгинское шоссе. Сгустились сумерки. Однако и в темноте система действует безошибочно. Трамвай вовремя останавливается на красный свет, заранее притормаживает, чтобы пропустить пешеходов на «зебре».
По словам руководителя разработки Центра исследования и разработки беспилотного транспорта Романа Хихина, поначалу вагон ходил только по депо на улице Твардовского. Затем начал курсировать по 10-му маршруту до «Щукинской». Тогда финальные решения были за водителем.
Во время этих поездок создавался цифровой аналог маршрута. В цифровом аналоге есть всё : конфигурация перекрёстков, наличие светофоров и пешеходных переходов и даже ограничения скорости на разных участках пути.
Перед препятствием сразу остановится
По ходу движения обстановку в режиме онлайн считывают ещё и несколько устройств, установленных на вагоне снаружи. Даже в темноте они «видят» на сотни метров вперёд. Устройства помогают распознавать сигналы светофора.
— Система среагирует, если перед трамваем выскочит машина. Вагон в такой ситуации сразу же остановится, — поясняет Роман.
В Департаменте транспорта г. Москвы сообщили, что в перспективе система будет управлять трамваем полностью автономно. При этом в кабине или в салоне может находиться сотрудник для визуального контроля за движением и выполнения других функций. Перейти к финальному этапу запуска полностью беспилотного трамвая планируют в конце следующего года.