Совсем скоро, 9 мая вся страна будет наблюдать за военным парадом, который пройдет на Красной площади. Сегодня трудно себе представить, но 90 лет назад военные парады проходили в Тушине. Один из них изображен на картине известного советского художника Константина Юона «На Тушинском аэродроме».
В те годы было принято на военном параде демонстрировать боевое искусство пилотов, причем, не только фигуры высшего пилотажа, выброску десанта, но даже проводить показательное бомбометание. Первый парад прошел в Тушине в День авиации 18 августа 1935 года. В 1936 году Константин Юон приступил к написанию картины «На Тушинском аэродроме». На создание шедевра ушло около двух лет.
В центре исторического полотна — взрыв, уничтоживший учебные цели на Тушинском поле. Вдали можно разглядеть белые силуэты моста Бачелиса и шлюзов Канала имени Москвы — главных достопримечательностей сталинских 30-х в Тушине. Толпа людей на переднем плане находится на возвышении и отделена рекой. Зрители наблюдают эффектное действо со стороны нынешнего Строгина. Царит радостное летнее настроение, близкое к эйфории. И это не случайно — авиация в 30-е годы была одним из главных сюжетов социалистической пропаганды.
— Работы Константина Юона, выполненные в экспрессивной авангардистской манере, стали знаковыми для раннего советского искусства, своего рода идеологическим манифестом эпохи. В 30-е годы Юон стал фиксировать сюжеты строительства новой страны, в том числе освоение неба. Одним из ключевых полотен того периода стала работа, запечатлевшая Тушинский аэродром. Картина впервые была представлена публике на художественной выставке «XX лет РККА и Военно-Морского флота», — рассказала нашему корреспонденту историк искусства Дарья Благирева.
Искусствовед отметила, что Юон в этой работе насыщает близкую ему тематику необходимыми деталями: очень высокой точкой обзора, коллективным действием. Тема авиации и испытаний технических новшеств вообще была очень популярной среди ключевых художников 1930-х. Она позволяла им обратиться к привычным мотивам лирического пейзажа и вместе с тем остаться в рамках социалистического реализма.
— В этом смысле Юон здесь сближается с другим известным мастером того периода — Дейнекой. Большие массы людей на их картинах – это очень важный образ для 1930-х. В картине «На Тушинском аэродроме» Юон использовал свои излюбленные художественные приемы и политически нейтральную тему авиации, — отметила Балакирева.
Можно ли сказать, что тема авиации, которой уделял пристальное внимание сам Сталин, присутствовавший в том числе на парадах в Тушине, была политически нейтральной? Вопрос дискуссионный. Однако, именно благодаря авиации, Тушино ранней советской поры оказалось частью творчества именитого художника и осталось в истории.