И з-за роста цен на запчасти уже к концу года могут серьёзно подорожать полисы ОСАГО — такие прогнозы всё чаще появляются в СМИ. К чему готовиться, разбирался корреспондент «СЗ».
7 тысяч за «ерунду»
У Сергея Нестерова с Тушинской улицы заканчивается срок действия полиса ОСАГО.
— Пошёл узнать, сколько придётся платить за новый. Обычно отдавал 5 тысяч рублей. А сейчас насчитали около 7 тысяч, — говорит он. Дело в том, что пару месяцев назад в аварию попала его жена: чуть задела авто впереди. Но там даже царапины не осталось! — Неужели из-за этой мелочи надо больше платить? — недоумевает Сергей.
Увы, даже незначительное ДТП всегда увеличивает цену ОСАГО. Страховщики считают: если попал в аварию раз, то можешь поцарапать другую машину снова, — и используют более высокий коэффициент возможных рисков. Дороже обходится полис и начинающим водителям. Но есть и другие причины роста цен на ОСАГО.
Цены меняет логистика
— По сравнению с прошлым годом страховка подорожала примерно на 25%. Причина — в подорожании запчастей. По нашим прогнозам, до конца декабря стоимость ОСАГО повысится ещё на 20-60%. Причина та же: рост цен на запчасти, — говорит член правления Союза автосервисов Илья Плисов.
Главная причина роста цен на комплектующие — изменение логистики поставок.
— Запчасти на «европейцев» к нам везут не напрямую из Европы, а через Казахстан, Армению, Китай. Накладные расходы выше, а это не может не сказаться на итоговой цене, — объясняет Плисов.
Причём дорожают не мелкие расходники вроде фильтров, масел, свечей, тормозных колодок. Растут цены именно на детали, которые требуются для ремонта после аварий: фары, стёкла, запчасти для двигателя, кузова.
— После ДТП специалист страховой оценивает сумму, в которую обойдётся ремонт. А поскольку цена на запчасти растёт, дорожать будут и полисы: страховщики работать в убыток не станут, — говорит эксперт.
Страховые монетизируют ремонт
Не так давно страховые оплачивали стоимость ремонта автосервису. Владелец отдавал машину мастерам и получал назад уже приведённую в порядок.
— С этого года страховые не предлагают оплатить ремонт. Как правило, автомобилисту предлагается денежная компенсация. А дальше владелец уже едет в сервис и сам рассчитывается за ремонт. При этом на деле нередко оказывается, что на полноценный ремонт выплаченной компенсации не хватает. Дело в том, что Центробанк изменил методику расчёта страховой выплаты и теперь она может составлять до 20% от стоимости новой оригинальной запчасти. Ведь для ремонта всегда можно использовать более дешёвые расходники. Например, поставить не оригинальный бампер за 100 тысяч рублей, а аналог за 20 тысяч рублей. При этом машина будет считаться отремонтированной, а обязательства страховой выполненными, — объясняет Плисов.
В такой ситуации можно, конечно, обращаться в суд. Но там оригинальные детали не изготовят.
— Остаётся соглашаться на ремонт с использованием более дешёвых аналогов. И стараться ездить максимально аккуратно, без аварий. Потому что ремонт даже после мелкого ДТП может обойтись в немалую сумму, — говорит эксперт.