Режиссёр и вдохновитель проекта «Русские сезоны X XI века» Андрис Лиепа отметил 60-летний юбилей. На сцене Государственного Кремлёвского дворца прошёл гала-концерт «Андрис Лиепа 6:0». В антракте корреспонденту «СЗ» удалось с ним поговорить.
Мысли материальны
— Как вы относитесь к такой солидной дате?
— Это 6:0 в мою пользу. Почему в мою? Всё просто: целых 60 лет моя жизнь неразрывно связана с таким потрясающим видом искусства, как балет. У меня были выступления в лучших театрах мира, после окончания сольной карьеры я продолжил работать в балете как режиссёр.
— А у вас есть какие-то традиции празднования дней рождения?
— Обычно я всегда стараюсь в этот день посетить храм. Если я в Москве, то это Воскресения Словущего в Брюсовом переулке или Рождественский храм в Дивееве. Если я в Ташкенте, где сейчас живу, то это Свято-Успенский собор.
— Вы уже несколько лет возглавляете балетную труппу Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои. Как вам живётся в Ташкенте?
— Отношение к Ташкенту у меня всегда было особым. Помню, как на протяжении четырёх лет в Большом театре мало танцевал и однажды сказал папе, что хочу куда-нибудь уехать, устал стоять в кордебалете. Он у меня поинтересовался: «И куда же ты хочешь поехать?» Я ответил: «Да хоть в Ташкент». Конечно, я забыл об этом разговоре на многие годы. Теперь понял, что мысли — они материальны.
Химию и математику не любил
— Каким было ваше детство?
— Наше с сестрой детство прошло в Брюсовом переулке, который раньше назывался улица Неждановой. На фасаде нашего дома были многочисленные памятные именные доски, и отец часто любил пошутить, что вот было бы неплохо, если бы на этом доме после его смерти появилась мемориальная доска с его именем. Так и произошло в итоге. Но умер он от инфаркта не здесь, а уже в доме на улице Матросская Тишина. Ему было всего 52 года. Время пронеслось незаметно. Вот только вчера мы с сестрой Илзе вспоминали, как в нашей комнате детьми танцевали «Спящую красавицу». Брали для «Вальса цветов» папин халат, вытаскивали из него красивый шёлковый пояс и перекидывали, как гирлянду…
— Вас, наверное, воспитывали как-то по-особенному?
— Когда родители были на работе, с нами оставалась наша любимая бабушка. Она водила нас с Илзе в различные секции и кружки. Чего только не было в этом списке: хореография, гимнастика, фигурное катание, музыкальная школа. Но в конце концов победил балет. В обычной школе я преуспевал в истории и литературе, а вот химию, математику не очень любил. Ещё хорошо помню, как лет в тринадцать отец подарил мне скейтборд, ставший моей самой любимой «игрушкой». На нём я со свистом скатывался вниз по Тверской, проносился мимо прохожих к консерватории. Даже когда вырос, любил на нём покататься. С дочкой Ксюшей мы частенько в Серебряный Бор ездили. Она на велосипеде или на роликах, а я на доске.
Оторванный палец
— Отца часто вспоминаете?
— Если бы знали, каким замечательным он был отцом и наставником! Добрым, чутким и весёлым папой Марисом. Как многому он нас с Илзе научил! Был примером для подражания — и в жизни, и в работе. Особенно в работе. Если сегодня говорят «семья Лиепа», всем сразу понятно, что главное в нашей жизни — это постоянный труд. Он приучил нас к тому, что каждый выход на сцену — это праздник. Также он обладал чувством юмора и всегда умел любую ситуацию обыграть и подать как увлекательный анекдот. Когда мы все большой компанией собирались за столом, отец обожал рассказывать историю про «оторванный палец». Когда он, молодой прибалтийский танцовщик, только начинал в театре Станиславского, у него была партия Конрада в «Корсаре». В одной из сцен был бой с пиратами, в котором папа получил сильный удар по пальцу. Пошла кровь, и палец замотали бинтом — никаких лейкопластырей тогда не было. Так вот в конце адажио балерина берётся за палец Мариса, начинает вертеться и вдруг понимает, что у неё в руке остался… окровавленный палец партнёра. В ужасе она отбрасывает его в оркестровую яму. Ей о травме, оказывается, никто не сообщил.
Страстно увлекался лепкой
— Это правда, что вы стали первым артистом балета, которому разрешили работать в иностранной труппе?
— Чистая правда. В 1988 году правительство приняло такое решение с учётом моих заслуг. На сцене Большого театра в течение восьми лет, с 1980 по 1988 год, я станцевал практически все ведущие партии. А выездная виза в то время была только у меня и у пианиста Виардо.
— Как вы ощущаете себя после того, как покинули сцену?
— Есть хорошая фраза: «Я нахожусь в таком возрасте и в таком положении, когда могу себе позволить не делать того, чего не хочу». О себе могу сказать то же самое. Мне обязательно должно быть интересно. Я люблю все виды искусства и все жанры, постоянно меняю их. Мне не нравится зацикливаться на чём-то одном. В детстве я страстно увлекался лепкой, родители даже надеялись, что в семье растёт великий скульптор. Для меня балет — это ведь своего рода ожившая скульптура. Я буквально лепил из себя танцовщика. Например, разрабатывал форму своей ноги с рельефной икрой — специально подкачивал, будто лепил, чтобы получилась нужная форма. В Нью-Йорке, получив травму и оказавшись на две недели в гипсе, я первым делом поехал в художественный салон и накупил глины, чтобы творить. Вообще, моя мечта — когда уйду на пенсию, отрастить бороду и спокойно заниматься скульптурой. Может, даже сделаю выставку, с которой буду ездить по всему миру, кто знает.
Готовлю гала-концерт в декабре
— Какие у вас сейчас планы?
— Я полон идей. Прежде всего буду вновь ждать своих зрителей на новом гала-концерте в декабре 2022 года. Он будет посвящён 150-летию Сергея Дягилева «Возвращение. Жар-птица 30 лет спустя».
— Как-то пелось, что «также в области балета мы впереди планеты всей». Остаётся ли это актуальным сегодня?
— Ничего не изменилось. Несмотря ни на что, ни на какие обстоятельства, мы — законодатели в этом виде искусства. По-прежнему лидеры! У нас блестящая школа и высокий уровень исполнительского мастерства. Конечно, балет возник не в России, а пришёл к нам из Франции, зародившись при этом в Италии. Но весь мир знает, что такое русский балет, и наши великие танцовщики это постоянно подтверждают.