В от уже несколько десятилетий на улице Маршала Соколовского в Щукине располагается Московский государственный институт музыки им. А.Г.Шнитке. Когда-то это было музыкальное училище им. Октябрьской революции. Именно это учебное заведение окончил известный композитор Альфред Шнитке (1934-1998), а затем в нём преподавал.
Если бы не кино…
Альфред Шнитке — автор более 150 музыкальных произведений, созданных в самых разных стилях — от авангарда до классики. Но настоящая известность пришла к нему, пожалуй, в конце 1980-х. До этого композитора можно было бы назвать «широко известным в узких кругах». Его музыка, тревожная, мечущаяся, была малопонятна обычному советскому гражданину, её исполнение годами запрещалось. И если бы не кино…
«Горячий снег», первый советский блокбастер «Экипаж», «Прощание» по повести Валентина Распутина, «Белорусский вокзал», в котором он переложил песню Окуджавы на оркестровые партии, «Дядя Ваня», «Чайка» — Шнитке написал музыку к шести десяткам фильмов. С ним стремились работать лучшие советские режиссёры: Элем Климов, Лариса Шепитько, Александр Митта, Андрей Михалков-Кончаловский.
Композитор, в свою очередь, часто выбирал фильмы, где герои находились во внутреннем поиске, стояли перед нравственным выбором.
«Шнитке писал для кино немало, эта работа давала ему в ту пору основные средства к существованию. К тому же тут ему сходило с рук многое из того, что в «концертной» музыке вызывало активную неприязнь, вплоть до запрета», — отмечала историк и журналист Галина Троицкая, современница композитора.
«Залезал во внутренности рояля»
За музыку к фильму «Комиссар» Шнитке получит в 1989 году премию «Ника». Награда нашла героя только через 20 лет, столько времени фильм пролежал на полке. Экранизация пронзительного рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве» о событиях Гражданской войны не укладывалась в рамки советской идеологической модели даже в хрущёвскую оттепель 1960-х. Кинокартину сочли вредной и надолго запретили к прокату.
Парадоксально усугубил судьбу фильма блистательный актёрский дуэт. Нонна Мордюкова в роли комиссара, беременной Клавдии Вавиловой, и Ролан Быков — тщедушный еврей Ефим Магазанник, вынужденный приютить её в своём доме, сыграли так талантливо, что фильм не мог не привлечь внимание цензуры.
Не понравилась цензорам и экспериментальная музыка.
«Мне надо было сочинить «крик города», передать ощущение ужаса, о хватившего «ничейный» город, когда ушли красные и должны войти белые. Как, какими музыкальными средствами передать это?» — делился Шнитке с Галиной Троицкой во время работы над фильмом.
И он экспериментировал — например, «залезал во внутренности рояля и щипал струны или бил по ним».
Родиной всегда считал Россию
В музыкальное училище им. Октябрьской революции Альфред Шнитке поступил в 1949 году почти случайно. Его отец у знал о такой возможности всего за три дня до начала вступительных экзаменов.
Но опытные педагоги разглядели в четырнадцатилетнем подростке с двухлетней музыкальной подготовкой задатки будущего композитора.
«В 45-46 году всем вернули конфискованные на время войны приёмники, и я стал слушать музыку, причём предпочитал оперы», — вспоминал композитор о своих детских годах. Тогда же он начал пробовать сочинять, точнее — фантазировать на темы услышанных арий.
Необычным был и его путь к вере. После долгих сомнений и поисков он — наполовину немец, наполовину еврей — крестился в Вене в 1983 году в 49-летнем возрасте. А его духовником на много лет стал известный всей православной Москве протоиерей Николай Ведерников, настоятель храма Иоанна Воина на Якиманке — духовный деятель, музыкант и композитор.
Последние годы Альфред Шнитке жил и преподавал в Германии, сохранив советское гражданство, так как своей родиной он всегда считал Россию. Отпевали композитора в Москве, в храме Иоанна Воина, и похоронили на Новодевичьем кладбище.