Москва. Северо-Западный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 24 Июл 2024 в 17:00 | Текст: Татьяна ЩЕРБАКОВА

Александр Кравченко: «Я с детства осознавал, что мы – казаки»

Александр Кравченко: «Я с детства осознавал, что мы – казаки»
Фото: Андрей Дмытрив

Александр Кравченко около 15 лет возглавляет казачью общину «Рождественский курень» при храме Рождества Христова в Митине. В 1990-х защищал православных сербов в распавшейся Югославии, а с 2014 года с соратниками поддерживает Донбасс.

В нашей семье всегда упоминались казаки

Александр родом из Караганды. А его предками были казаки. В дореволюционной России казачество было военным сословием, казаки несли пограничную службу, защищая окраины Российской империи, участвовали в военных сражениях, а в мирное время занимались повседневным трудом.

– Несмотря на то, что в советское время казачества физически уже не существовало, оно сохранялось ментально, в душах людей. В разговорах, в поведении, в прибаутках в нашей семье всегда упоминалась казаки, – вспоминает Александр. – Например, фильм идет «Тихий Дон» и я слышу, как взрослые говорят: вот, это наши предки. Я с детства осознавал эту идею, что мы не просто люди русского происхождения, а у нас есть еще какая-то особенность, отличающая нас от других: мы – казаки. Запомнилось, что и другие так воспринимали казаков. Как-то лет в 10-11, я спросил у своего одноклассника: «Знаешь, какие самые сильные русские люди? А он отвечает: «Конечно, знаю – это казаки!»

Все были молодые, красивые, вдохновенные

В 1992 году, демобилизовавшись из армии, казак Александр Кравченко отправился защищать православных сербов. В раздираемой на части Югославии шли военные действия. На помощь сербам пришли русские добровольцы. Двадцатилетний Александр стал самым молодым во Втором Русском добровольческом отряде (РДО). Почти ничего тогда не зная о православии, он, не раздумывая, поехал навстречу опасности, защищать славянский христианский народ.

Сложным путем он добрался из России в Вышеград (сейчас город в Республике Сербской), где был сформирован 2-й РДО.

– Вышеград был погружен в полнейшую темноту, город в то время обстреливался из миномётов. Добровольцы жили в бывшей школе, их было пятеро. Все были молодые, красивые и какие-то вдохновенные, – вспоминает Александр. – К нам новоприбывшим отнеслись очень радушно. В душе своей я ликовал – вот они настоящие добровольцы красивые и благородные, как будто сошедшие со страниц старых книг. Счастье переполняло меня, ведь теперь я стану одним из них.

Маленький отряд приняли за батальон

Он участвовал в боевых действиях около года. По многочисленным свидетельствам небольшой 2-й РДО воевал так умело, что уже в первом бою противник решил, что ему противостоит целый батальон и запросил срочное подкрепление.

– Такого эффекта от первого боя русских добровольцев никто не мог ожидать, тем более что изначально планировалось использовать русские отряды исключительно в качестве моральной поддержки воюющих сербов, – рассказывает Кравченко.

А самые тяжелые сражения велись за высоту Заглавак в апреле 1993 года. Тогда Александр Кравченко получил тяжёлое ранение. За тот бой его наградили Золотой медалью «За храбрость» Республики Сербской. Руководство Сербии и Республики Сербски до недавнего времени отмечали, что русские добровольцы поддержали сербов в самые тяжёлые времена.

Во 2-м РДО культивировались идеи добровольчества и православного русского воинства.

– Молитва постоянно присутствовала в жизни добровольцев, на что обращали внимание сербские священники Вышеградской церкви в проповеди к своим прихожанам, – рассказывает Александр. – А знамя 2-го РДО, которое я заказал в местной мастерской недалеко от места боёв, с начертанными на нём именами добровольцев, хранится в русской церкви в Белграде. Это Троицкий храм, где находится могила генерала Врангеля.

О верности традициям

Рассказал Александр и о месте казачества в современной России. Казаки снова выполняют свою историческую охранительную миссию. Это не только военные действия, хотя казачьи формирования успешно воюют на СВО. Это и борьба за нравственные ценности, моральные устои. Казаки охраняют не просто русский народ, они охраняют великую православную цивилизацию.

– Казаки – были вольные люди, вольная Русь, – объясняет Александр, – которые сами организовывали свою жизнь на тех началах, которые считали нужными. Это духовность – православная вера, служение – воинская служба, верность традициям – крепкая семья, уважение к старшим, сохранение культуры своей страны.

Для Александра Кравченко это не просто слова, а самая жизнь. В его православной семье шестеро детей. Многие уже взрослые, отслужили в армии. А о пятнадцатилетней Саше Кравченко, ученице кадетского класса «СЗ» уже рассказывал. Во время страшной трагедии в «Крокус Сити» она не растерялась и с другими школьниками, подрабатывавшими на билетном контроле, помогала выводить на улицу десятки зрителей.

Присоединяйтесь к «Рождественскому куреню»

Около 20 лет назад Александру Кравченко предложили заняться военно-патриотическим воспитанием молодежи. Сейчас в структуру созданной им казачьей организации «Рождественский курень» при храме Рождества в Митине входит несколько военно-патриотических клубов. Подростков готовят к службе в ВС РФ, к работе в службах спасения, обучают будущих инструкторов патриотических организаций и офицеров-воспитателей кадетских классов. В общине активно развивают казачьи и народные традиции. А с началом СВО здесь активно помогают бойцам, собирая гуманитарную помощь для фронта.

–  Присоединиться к любому из направлений могут все желающие, – говорит Александр Кравченко.

Контакты «Рождественского куреня»: vk.com/rozhdestvenskii_kuren, тел. 915-32-32-186, адрес храма: ул. 1-ая Муравская, д. 39.

Опрос
В округе скоро откроются елочные базары. А вы покупаете на Новый год живую елку?
Загрузка ... Загрузка ...
Яндекс.Метрика