Многие малоизвестные факты о жизни Николая Некрасова получили известность благодаря его внучатому племяннику Николаю Константиновичу Некрасову (1915-1993).
Некрасовед, ответственный секретарь Некрасовского комитета Союза писателей, в 1960-1980-х жил в Хорошёво-Мнёвниках на ул. Генерала Глаголева, 16.
О потомке «певца музы, мести и печали» «СЗ» помогла вспомнить Ирина Ваганова, автор книги «Неоконченный роман в письмах».
Невероятное сходство
Ирина Ваганова приезжала к Николаю Константиновичу Некрасову в 1991 году.
— Он был удивительно похож на поэта — такого, каким мы знаем его по портретам. Он был уже очень болен, не вставал, — говорит она.
В Литературном институте, где Николай Константинович работал в 1960-е годы, ходила байка: школьник с мамой идут по Тверскому бульвару, мальчик спрашивает: «А разве Некрасов ещё жив?» — «Что ты, деточка, давно умер». — «Да вон же он стоит!»
Первый раз порог Литинститута внучатый племянник поэта — тогда 23-летний московский букинист — переступил летом 1938 года. Нет, стихов он не писал. Он был связан с другой стороной деятельности Некрасовых — издательской. Известным издателем был его отец Константин Фёдорович Некрасов, родной племянник поэта.
— В 1911 году он основал издательство, с которым сотрудничали едва ли не все видные писатели и поэты начала XX века. За пять лет были выпущены сотни книг, Константин Фёдорович состоял в переписке с Андреем Белым, Иваном Буниным, Константином Бальмонтом, Борисом Зайцевым, Владиславом Ходасевичем, Михаилом Кузминым, Николаем Клюевым, Фёдором Сологубом, Алексеем Ремизовым, — рассказывает Ваганова.
Гвардии сержант, заключённый
В декабре 1941-го Николай Некрасов, согласно архивным данным, был призван Краснопресненским райвоенкоматом и направлен под Смоленск. В ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции часть была разбита. Николай оказался на территории, занятой немцами.
— Направляясь к своим, он переоделся в гражданскую одежду и был задержан немецким патрулём. До выяснения обстоятельств его заперли в сарае. Ночью он убежал. Николай добрался до Москвы, пошёл в военкомат. Его направили на обучение, а потом в другую воинскую часть — химинструктором.
Служба гвардии сержанта Николая Некрасова шла своим чередом до 1943 года, когда он резко высказался насчёт того, что слишком долго не открывают второй фронт. Его арестовали. Особое совещание вынесло приговор: восемь лет лагерей. Срок Некрасов отбывал в Коми АССР.
После освобождения в 1952 году остался в Инте, потом переехал в Ухту. Работал пожарным, бухгалтером. Там же женился. А в 1956-м, после реабилитации, вернулся с женой и сыном в Москву. Некрасова восстановили в Литературном институте и даже предоставили комнату в общежитии. В новенькую пятиэтажку в 82-м квартале Хорошёво-Мнёвников семья въехала в 1961 году.
Родословная от XVI века
После окончания учёбы Николай Константинович остался в Литинституте, работал редактором в институтском издательстве. В сборнике научных трудов преподавателей института «Писатель и жизнь», изданном в 1968-м, вышла его статья «Родословная Некрасовых». Генеалогическое древо Некрасовых, составленное Николаем Константиновичем, берёт начало от орловского казака или стрельца Бориса Некрасова, сведения о котором содержатся в писцовых книгах XVI века.
Именно благодаря Николаю Константиновичу мы узнали много интересных фактов о поэте. Например, что первым стихотворением Некрасова, получившим известность, стало подражание «Колыбельной» Лермонтова: «Будешь ты чиновник с виду / и подлец душой…»
Что в петербургской квартире поэта стояли три чучела медведей, всех их он завалил сам. А любимому пойнтеру Кадо во время званых обедов разрешалось ходить по столу. Наконец, что священник, который венчал тяжелобольного Некрасова и его гражданскую жену Зинаиду Николаевну, через несколько лет после смерти поэта был лишён сана, в том числе и за это таинство. В обход церковных канонов оно совершалось на дому и за вознаграждение в 500 рублей.
Последняя книга Николая Константиновича вышла в 1989 году с посвящением: «Моему сыну Алексею и внукам Николаю и Анне».