facebook

Сергей Проханов окончил школу для вундеркиндов в Тушине

Народный артист России, художественный руководитель «Театра Луны» рассказал «СЗ» о маршале Василевском

Сергей Проханов / Москва. Северо-ЗападСергей Проханов / Москва. Северо-Запад

Актёр Сергей Проханов, известный все стране по фильму «Усатый нянь», почти четверть века назад создал «Театр Луны». По задумке мастера театр должен был стать «театром романтических фантазий» и это ему удалось. В основе многих спектаклей, поставленных Сергеем Прохановым, лежит его собственная драматургия. В числе таковых, «Ночь нежна», «Таис сияющая», «Казанова или путешествие в Икосамерон», «Дали и испанская королева из Казани». Они с большим успехом идут в театре.

Поводом для интервью с народным артистом России стало рождение его внучки и праправнучки двух маршалов Георгия Жукова и Александра Василевского.

— Появление на свет внучки — самое радостное событие в моей жизни за последнее время, — говорит Сергей Проханов.

«Меня затащили в театральную студию»

— Как простой паренек из Тушина решился стать актером?

— Я учился в школе №819 для особо одаренных детей. В уме мог перемножать трехзначные числа, в старших классах спокойно решал задачи за третий курс МАИ. Но по вечерам мы не знали чем заняться, пока нас не затащили в театральную студию во дворце культуры «Салют» разбавить девчачий коллектив. Я им подошел, и вскоре уже играл главные роли в спектаклях «Мой брат играет на кларнете», «Самбреро», «А зори здесь тихие». Проиграл там года четыре и потом сходу дошел до третьего тура в ГИТИСе, Щукинском и Щепкинском театральных училищах. Выбрал «Щуку».

Помог маршал Василевский

— А как вы познакомились с будущей женой Татьяной Василевской?

— Как-то мы с друзьями отдыхали на даче режиссера Пырьева. Собрались покататься на лыжах и увидели двух девушек, сидящих в сугробе рядом с лыжами, и пригласили их погреться в дом. Оказалось, девушки прогуливали школу. Когда через несколько часов мы вернулись, девчонки все еще находились в доме. Одной из них была Таня Василевская. Таня была очень красивая, самостоятельная и как почти вся «золотая молодежь» немного развязная. Но мне как раз нравилось, что она не какая-то затюканная особа. Ну, а дальше все развивалось как в больших романах. Полтора года мы ждали, когда Тане исполнится 18 лет. За нами был установлен строгий контроль. Таня вместе с мамой Эрой Георгиевной Жуковой ездила со мной на съёмки. Известного искусствоведа Виталия Вульфа, который когда-то учился с тестем на юридическом факультете, будущие родственники попросили проследить за мной «на предмет выявления порочащих связей». В принципе, меня встретили в этой семье хорошо, однако по лицу, с каким теща сидела на свадьбе, было видно, что она недовольна браком своей дочери. Потом-то мы с ней стали хорошими друзьями. Но тогда ей казалось, что муж дочери должен быть как минимум членом политбюро ЦК КПСС.

— С маршалом Жуковым встречались?

— Нет, Георгий Константинович умер как раз в тот день, когда я хотел познакомиться с тёщей. Я тогда сдал последний экзамен в «Щуке». У Василевского я несколько раз бывал на даче. Когда Александру Михайловичу исполнилось 89 лет, он сказал, что очень хочет дожить до 90. Но не получилось…

— Жизнь в таком высокопоставленном семействе, очевидно, приносила вам определенные дивиденды?

— Конечно, была езда на дачу в машине с мигалками по центральной полосе Калининского проспекта. Но в основном все ограничивалось похлопываниями по плечу: «Ты в таком семействе живешь…» Впрочем, однажды Василевский очень помог. Помните в фильме «Усатый нянь» есть эпизод, когда я разговариваю с попугаем о том, что ухожу в армию? Для меня тогда сделали такой короткий рыженький паричок. И что вы думаете прихожу я в театр «Моссовета», где тогда служил, а мне сообщают: «Ничего сделать не удалось, вас забирают в армию». Причем, чуть ли не послезавтра. Делать нечего, иду стричься и мне делают как раз такую стрижку как мой парик в «Усатом няне». А уже на следующий день я с вареной курицей в рюкзаке и старом свитере стою на призывном пункте. И тут моя жена не выдержала и позвонила своему деду маршалу Василевскому и с возмущением высказала ему все, что о нем думает, мол, почему мужа ее не пожалел? Тот ворчливо отвечает: «Что я тебе пожарник что ли». Через полчаса у призывного пункта стояла маршальская «Чайка» и меня отвезли в дом Жуковых. Так что благодаря Василевскому фильм удалось доснять, и в последних эпизодах «Усатого няня» я уже снимался без парика. Правда, потом моя кинематографическая карьера так складывалась, что в четырёх фильмах мне пришлось играть танкистов, которые горели в танках. Так что армейскую жизнь я все-таки прочувствовал.

«Я был папой-праздником»

— Вы много внимания уделяли своим детям?

— Я был папой — подарком. Дома я появлялся не часто, потому что у меня в год были съемки не менее чем в четырех картинах, а ещё театр… Поэтому когда я шел гулять с детьми, они улавливали каждую мою мысль. Всё-таки правильнее, когда мужик приносит в дом деньги. Вот сейчас я пишу пьесу, которая называется «Матриархат», в которой я как раз затрону тему, почему распадаются семьи и вообще почему женщинам хочется быть во главе.

— Никто из ваших детей не стал артистом?

— Нет. Дочь Настя работала у меня художником по костюму, сейчас она возглавляет театральный центр для детей «Маленькая Луна». Мэр Сергей Собянин помог нам получить еще особняк, где мы сделали ремонт и открыли театр-студию для детей. В юности Настя даже выиграла конкурс красоты «Мисс туризм Канары». Как-то мы с ней были на «Кинотавре», так режиссёры, в том числе Эльдар Рязанов, буквально бегали за ней, предлагая роли, и очень сожалели, что она не актриса.

Сыну Антону сейчас 27 лет. Одно время он работал на одну большую компютерную фирму. Но все бросил и направился сначала в Тайланд, а потом на Филиппины. Купил там отель и открыл большой дайвинг-клуб, назвав его в честь нашего театра «DeLuna». Сейчас он приобрел три больших прогулочных яхты и катает на них туристов. Не удивлюсь, если в конце-концов он станет путешественником. Бороздить мир — не самое плохое занятие.

— Каких премьер ждать в новом театральном сезоне?

— В конце прошлого сезона я поставил пьесу «Казанова, или Путешествие в Икосамерон». Я нашел, что Казанова за сто лет до Жюля Верна написал книгу в 800 страниц о путешествии вглубь Земли. В ней он предвидел создание телевидения. Представляете! Я два года писал эту пьесу, она фактически о вечной молодости, вечной жизни. Ведь сегодня эта тема очень актуальна.
А режиссёру Павлу Урсулу я предложил поставить пьесу, которая называется «Двое бедных румын, говорящих по-польски». Пьеса неожиданная со всех сторон и отвязная по полной программе. Студенты, присутствующие на её чтении, покатывались со смеху. Надеюсь, зрители её увидят в октябре.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter